?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Не пряча глаз

Несколько лет назад по телевизору была социальная реклама против то ли, алкоголя, то ли наркотиков. Точно я ее не помню, общий смысл в том, что родители катили коляску с инвалидом, а за кадром говорили, мол - ай яй яй! Пили-кололись, вот результат.

Вы не представляете, с какой болью тогда отозвались на этот ролик мои знакомые, у которых особые дети. Мало кто задумывается, что, на самом-то деле чаще всего все совсем не так. Мамы пьют молоко и витамины, стараются не поднимать тяжестей и дышать свежим воздухом. А потом р-раз - и жизнь с размаху бьет по всем мечтам: "у вашего ребенка синдром дауна" или "тяжелые роды, малыш родился с ДЦП"...

А люди на улице косятся: "Пьют-курят в положении, а дети страдают".

Один человек мне рассказывал, как много лет, с детства, жил на одном этаже с пожилой парой, и уже взрослым совершенно случайно узнал, что у них есть ребенок-колясочник. Хотя какой ребенок? На тот момент зрелый совершеннолетний человек, всю жизнь проживший не выходя из квартиры. Почему? Потому что что стыдно быть родителями инвалида?


Скажите, а какова ваша реакция, когда вы встречаетесь на улице с человеком с ограниченными возможностями? К моему стыду, я отвожу глаза. Не потому, что мне неприятно смотреть, а неловко, вдруг подумают, что я разглядываю, пялюсь с любопытством. Я бы очень хотела легко и непринужденно общаться с такими людьми, но эта культура закладывается с детства, а у меня совсем не было опыта общения, не считая разовые встречи.

Я много думала над этим, как я сама хотела бы, чтобы на меня смотрели и общались со мной другие, если бы я сама была бы инвалидом? Наверное, как с обычным человеком, не замечая моих проблем. Ведь ВНУТРИ я осталась бы такой же, обычной Мариной, не смотря на внешние сложности.

Когда у Яны в группу привели дауненка, я была очень рада и полностью "за", с удовольствием разговаривала с его мамой, что - правильно! Молодцы! Нашим детям очень полезен такой опыт - опыт сострадания и заботы. Какого же было мое удивление, что на эту женщину мои слова произвели такое большое впечатление, что после она давала интервью в местную газету о жизни особого ребенка в обычном саду и рассказала там... про меня.

А какие уроки получали в нашем детстве мы? До сих пор стоит перед глазами мама, которая дергает свою дочку и с хихиканьем показывает пальцем на женщину-карлицу: "Ты смотри какая тетя маленькая!". Или другой случай, папа высказывается при ребенке: "Надо усыплять при рождении, а не плодить калек!". И как эти выросшие дети будут потом относиться к тем, кто физически не такие, как мы?

В нашей школе учился умственно-отсталый мальчик, он был внуком учителя, так сказать - под "присмотром". Дети  класса 5-6 очень сильно унижали его, просили "потанцевать", а тот радовался и притоптывал, хлопая в ладоши. Мне было просто невыносимо стыдно это видеть, до сих пор в душе виню себя, что не вмешивалась, не останавливала, просто сидела и прятала взгляд...







Практика показывает, что родители, отвечая на детские вопросы, совершают примерно одни и те же ошибки. Более того, есть несколько стандартных неправильных ответов.

Неправильный ответ


Мама резко одергивает ребенка: «Не смотри на него!». В этом случае ребенок, скорее всего, испугается маминой реакции и сделает для себя вывод, что инвалиды – это те, кого следует избегать, чье общество является нежелательным и даже неприличным (ведь родители запрещают детям смотреть только на что-то плохое или стыдное).

Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью, не ранил его неосторожным словом. Но в перспективе такой ответ ни к чему хорошему не приведет. У ребенка может сформироваться мотив избегания инвалидов, нежелание общаться и взаимодействовать с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется посильная помощь в общественном месте.

Мама говорит: «Пойдем скорее, тебе не стоит видеть это». Ребенок усвоит, что от инвалидов следует держаться подальше и испытывать к ним жалость, смешанную с отвращением, а это не соответствует ни культурному, ни гуманному отношению к людям с инвалидностью.

Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ на детский вопрос также абсолютно неконструктивен: он призывает к жалости, но не к уважению. Совершенно нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

Работа над ошибками


Лучший ответ для ребенка – рассказать, что именно произошло с человеком с инвалидностью и почему он так двигается или так выглядит. И самим предлагать помощь слабому – в присутствии ребенка.

«Такое иногда случается, если попадаешь в аварию». Чтобы этот ответ не вызвал у ребенка нездорового страха перед транспортом, нужно рассказать ему, или в очередной раз напомнить, о правилах безопасности.

«Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию». Можно объяснить ребенку, что великодушие – это защита слабых, помощь нуждающимся, что именно так во все времена поступали настоящие герои. Прекрасно, если вы вместе с ребенком вспомните персонажей любимых мультфильмов и сказок, которые действовали именно так.

«Инвалиды – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с тобой. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить». Лучше не говорить ребенку про инвалида, что он – «больной». Правильнее будет сказать, что этот человек не слышит, или не видит, или не может передвигаться без коляски. Если у человека трясется голова или странная походка, нужно объяснить, что это такая болезнь, и что во всем остальном это обычный человек, поэтому его не нужно бояться.

Сын или дочь, прежде всего, учатся на личном примере родителей. Поэтому если вы боитесь и избегаете инвалидов, едва ли стоит ждать от ребенка другого отношения.

Правила вежливого обращения с инвалидами


Нельзя разглядывать людей с физическими недостатками, даже если кажется, что им это незаметно. Не нужно проявлять преувеличенного сочувствия. Инвалидам не следует задавать вопросов личного свойства. Если человек захочет рассказать о своем здоровье, он заговорит об этом первым.

При общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение. Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.

Сопровождая слепого, сообщайте ему о любых препятствиях на его пути, а также о том, что нужно быть осторожным (чтоб не споткнуться о край тротуара например). Внутри помещений говорите слепому о любых препятствиях, находящихся на высоте его роста, чтобы он не ударился головой или не получил иную травму. Выходя из комнаты, обязательно скажите или попрощайтесь, чтобы человек понял, что вы уходите.

Во время разговора обращайтесь к собеседнику, а не к компаньону или иному сопровождающему лицу. Чтобы привлечь к себе внимание глухого или слабослышащего человека, который не сидит к вам лицом, не кричите, а слегка прикоснитесь к его руке или плечу. Говорите медленно и членораздельно. Будьте готовы повторить сказанное в более простой форме, чтобы было легче прочитать по губам. Не следует преувеличенно артикулировать и усиливать мимику. Если глухой собеседник плохо вас понял, уместно написать записку.

Чуткость по отношению к людям с инвалидностью начинается с речи. При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» - «человек с эпилепсией». Можно характеризовать человека как «слепого» или «глухого», но не следу­ет называть «увечным» или «дефективным».

источник


promo rebro_a_dama may 13, 2012 21:39 31
Buy for 100 tokens
1. Для рекламодателей: Я совершенно нормально отношусь к рекламе, если сам рекламируемый продукт меня действительно устраивает: например, если вижу, что гаджет правда отличный, могу с удовольствием написать тест-отчет (но - сама!). Возможно проведение конкурсов и лотерей с вашими призами - это…

Комментарии

( 70 мыслей в копилке — Оставить мысль! )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
real_irene
24 сент, 2014 12:05 (UTC)
помогать им надо, нельзя своим видом показывать брезгливость или неприятие... часто человек на коляске гораздо адекватнее ходящего
roma_nowa
24 сент, 2014 12:12 (UTC)
Мне не позволяли разглядывать инвалидов.
Просто потому (как мама говорила), что НЕПРИЛИЧНО НА ЛЮДЕЙ ПЯЛИТЬСЯ!
А не потому, что нет ноги или рост необычный...
happy_star
24 сент, 2014 12:20 (UTC)
Знакомые французы мне сказали, что на ранних сроках беременности у них в стране можно определить ДЦП и синдром дауна, и сделать аборт. Не знаю, возможно ли такое у нас в России? Есть ли подобные аппараты диагностирования?

Edited at 2014-09-24 12:21 (UTC)
rebro_a_dama
24 сент, 2014 12:22 (UTC)
Дауна у нас определяют с 12 недель, ВСЕ беременные получают направление на скрининг на уродства, ДЦП нельзя определить - это родовая травма.
Пост! - happy_star - 24 сент, 2014 12:23 (UTC) - Развернуть
Пост! - simplem - 24 сент, 2014 12:30 (UTC) - Развернуть
Пост! - jouravlikova - 24 сент, 2014 12:38 (UTC) - Развернуть
Пост! - happy_star - 24 сент, 2014 12:48 (UTC) - Развернуть
Пост! - merimi - 24 сент, 2014 12:52 (UTC) - Развернуть
Пост! - jouravlikova - 24 сент, 2014 12:32 (UTC) - Развернуть
Пост! - olga_news - 24 сент, 2014 13:22 (UTC) - Развернуть
Пост! - vkusno_masha - 24 сент, 2014 19:00 (UTC) - Развернуть
Пост! - olga_news - 24 сент, 2014 20:04 (UTC) - Развернуть
Пост! - jouravlikova - 25 сент, 2014 05:36 (UTC) - Развернуть
Пост! - rebro_a_dama - 25 сент, 2014 05:39 (UTC) - Развернуть
Пост! - simplem - 24 сент, 2014 12:33 (UTC) - Развернуть
Пост! - jouravlikova - 24 сент, 2014 12:36 (UTC) - Развернуть
Пост! - bel_lka - 24 сент, 2014 14:45 (UTC) - Развернуть
Пост! - stalkerdbim - 24 сент, 2014 16:24 (UTC) - Развернуть
Пост! - jouravlikova - 25 сент, 2014 05:34 (UTC) - Развернуть
Пост! - nadegdavikt - 24 сент, 2014 14:34 (UTC) - Развернуть
Пост! - happy_star - 24 сент, 2014 16:23 (UTC) - Развернуть
Пост! - merimi - 24 сент, 2014 12:45 (UTC) - Развернуть
Пост! - espieglerie - 24 сент, 2014 16:24 (UTC) - Развернуть
Пост! - vkusno_masha - 24 сент, 2014 18:48 (UTC) - Развернуть
Пост! - espieglerie - 24 сент, 2014 19:02 (UTC) - Развернуть
Пост! - djatlovakatya - 24 сент, 2014 17:19 (UTC) - Развернуть
jouravlikova
24 сент, 2014 12:23 (UTC)
У нас во дворе двое особых детей. Девочка с синдромом Дауна, и мальчик с дцп. Гуляю каждый день, и потому часто их вижу. Благодаря этому, выработалась культура поведения. Не пялюсь, не отворачиваюсь. Здороваюсь, болтаю с девочкой, улыбаюсь мальчику, он не говорит в свои лет пятнадцать. Малыш мой подрастает, эти примеры перед глазами у него. Вот, бывают и такие люди, сынок, и они ничем не плохи.
simplem
24 сент, 2014 12:25 (UTC)
Моя 5-тилетняя Саша в этом году впервые столкнулась с особыми детьми в Анапе. Особое впечатлениепроизвела на нее одна девочка, так как она жила в нашей гостинице и мы с ней сталкивались каждый день, я постаралась максимально подробно объяснить Саше, почему такое случается и что к таким людям нужно относиться как к равным, но помогать в случае необходимости, сама стараюсь делать так же.
mashula_xs
24 сент, 2014 12:26 (UTC)
Сложная и серьезная тема поднята. Родители Ника Вуйчича специально переехали жить в штаты, потому что там условия для людей с ограниченными возможностями совсем другие. Там дети-дауны, например, солнечные дети. С ними не боятся оставлять малышей, потому что такой человек бесконечно добр и никогда не обидит ребенка, и выполнит все, о чем его попросили.
Что я чувствую, когда вижу человека в коляске? Скорее всего, это называется страх. Страх обидеть взглядом, задеть.
Хорошо бы нам постепенно воспитать поколение, которое будет относится иначе к тем, кто отличается от них.
(Удалённый комментарий)
mashura_neko
25 сент, 2014 06:41 (UTC)
у меня такая проблема у сына. мы ходим заниматься.если не понимаете ее речь, попросите ее говорить помедленнее - в основном невнятность связана с тем, что такой человек спешит сказать сразу и много. если относиться с повышенным вниманием, вы наоборот дадите понять, что вам она интересна, вы ее понимаете и хотите понять, ее это простимулирует к нормальной речи.
что касается других детей - я говорю, что сын волнуется, что он хочет общаться, но ему сложно, надо не смеяться, а помочь.
(Удалённый комментарий)
kasana3006
24 сент, 2014 12:43 (UTC)
однозначно будет полезно совместное учение в школе...дети вырастут добрее)))
я писала пост, как здесь относятся к таким людям...очень доброжелательно, стараются помочь, хотя здесь...все для них приспособлено.
domi_solka
24 сент, 2014 12:59 (UTC)
У нас у друзей семьи родился ребенок в ген.отклонением. Пока маленький было не заметно, а в 3 года разница колоссальная. Там мои дети привыкли к нему. Объясняла, что он выглядит большим ,а на самом деле маленький. и судить его поступки нужно как 2хлетку (ему сейчас 5). Детям удается легко с ним играть и общаться. И мама \папа не алкаши, все-все по правилам и ребенок желанный и запланированный. А вышло как вышло.
А еще я старшего отдала в интгрированную группу в детском саду. целенаправленно. Там 10 обычных деток и 3 с особенностями: один аутенок, один ДЦП, и мальчишка не говорит вообще. Объясняла сыну заранее что так бывает и детки не виноваты,показывала ролик в ютюбе об ученых- инвалидах, о писательницах с ДЦП. Для моего сына сейчас это норма- как есть блондины и брюнеты, есть обычные а есть с особенностями. Играть вместе им это никак не мешает. Они выдумывают игры, занятия и секретики. И младшего потм в такую группу обязательно поведу.
На счет школы- не уверена. Все таки там детей в классе много, учитель один ( в отличии от садика). Это в идеале должен быть тьютер к каждому ребеночку с особенностями приставлен, А в реальности- все на учителе. И такой ребенок очень сильно перетягивает внимание. Поэтому для школьника наверное скажу все-таки нет.
dududusya
24 сент, 2014 13:00 (UTC)
У меня есть очень ценный опыт общения с разными детьми - год учебы в американской школе (у них там все вместе, более тяжелые детки в отдельном классе, но в той же школе, мы ежедневно пересекалась и общались), поэтому я знаю что ответить своим мелким на такие вопросы. Проблема в одном: старший 6 лет всегда громогласно задает вопрос, тыча пальцем и выбирая какие-то ужасные слова, типа "мама а вон какой жирный дяденька", и это громко пискляво, слышно до Хельсинки:) поэтому всем моим ответам всегда предшествует шиканье "не тычь пальцем, говори тише", и такое чувство, что вторая часть ответа "люди бывают самые разные, непохожие друг на друга, итд" у ребенка не оседает. Тут ко мне друг приходил, африканский русский:) так ребенок блин в из соседней комнаты смущенно орет: "мама а почему дяденька такой черный весь, он грязный что ли?" Ааа)))
marionnn
24 сент, 2014 13:18 (UTC)
> При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» - «человек с эпилепсией».

Очень ценный совет, спасибо.
valent_ina
24 сент, 2014 13:21 (UTC)
А если человек не инвалид, но у него например крупное родимое пятно на лице или теле, многие люди, не только дети, бывает странно реагируют. Замирают, расматривают, некоторые тычут пальцем. С годами конечно привыкаешь, но в детстве тяжело.
orfelia7
24 сент, 2014 13:49 (UTC)
"Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию". Такой посыл для меня не менее странный, чем тыканье пальцем в забавную маленькую тетю. Некоторые люди рождаются с генетической предрасположенностью к гастриту или миопии для того, чтобы остальные учились... чему? По отношению к физически здоровому человеку не нужно быть добрым и терпимым? Если наши города станут уже когда-нибудь приспособленными для инвалидов и дети будут их видеть каждый день, воспитывать какое-то особое отношение будет не нужно. Есть дети, взрослые, мужчины, женщины, старики, худые, безногие, чернокожие, азиаты, рыжие, лысые, очкарики, длинноногие, толстопопые... это все просто люди, разные люди, сами по себе люди, а не инструменты для правильного воспитания чужих детей.
natalia_strahl
24 сент, 2014 13:50 (UTC)
Мы как-то ехали с дочкой в поезде. В соседнем купе родители везли девочку с серьезной формой ДЦП, девочке года 4 на вид. Моя дочка обрадовалась, увидев ее, и рвалась общаться, при каждом удобном моменте пыталась забежать в их купе, приветствовала девочку и всячески показывала, что хочет с ней играть. Других детей мелкого возраста в вагоне не ехало. Родители девочки-инвалида очень свирепо отгоняли мою дочку и не позволяли детям контактировать. Не знаю, это их дело, конечно. Может, там другие какие-то причины у них были, чтобы так нас отшивать и не давать детям пообщаться. Но у меня сложилось впечатление, что семья просто уже замкнулась в своем горе и во всех людях извне видит врагов. У меня у самой ДЦП, к счастью, в легкой форме (признаки заметны только специалистам-невропатологам).
veryfairytale
24 сент, 2014 14:02 (UTC)
Да, Вы правы, в России довольно предвзятое отношение к инвалидам детства. Да даже посмотрите в блогах, если кто-то из женщин беременеет после 35, или, не дай Бог, после 40, то все - зачем ты это делаешь, инвалида родишь, сама старухой будешь, как поднимать его станешь.... Неприятно, но приходится признать, что это довольно распространенное отношение в нашей стране.
Я живу в Ирландии, тут другое отношение к инвалидам, даже иногда кажется, что уж слишком с ними носятся, чуть ли не в ущерб нормальным детям. Но не хочется ударяться в крайности.
У моей дочки в классе одна девочка с синдромом Дауна, а другая - с аутизмом. С аутичной девочкой моя дочка одно время очень дружила, и я подружилась с ее мамой. Сколько они потратили сил, чтобы аутичную девочку социализировать - тут есть программы, но это все-таки родительский подвиг постоянно этим заниматься, при наличии еще одного ребенка, а потом и еще одного. Правда, аутизм у нее изначально был не тяжелый. Но, главное, что не скажи ее мама, я бы не поняла по самой девочке. Только однажды видела как она на своем дне рождении отделилась от ребят, села в уголке и как-то страшненько завыла.
Когда дочка поступала в школу, директор специально разъяснил нам, что дети со специальными запросами ходят в нормальную школу, потому что это хорошо и для их собственного развития и социализации, и для нормальных детей - они приучаются нормально относиться к людям с болезнями. Надо сказать, что вначале меня это несколько взволновало (ну как же, они же будут тормозить занятия и т.д.), но я очень быстро успокоилась. К этим детям приставлены предподаватели для детей со специальными запросами, на одного ребенка - один преподаватель (за счет государства), которые им помогают и в общем классе, и отдельно с ними занимаются, когда программа слишком трудна для них. Аутичная девочка уже не нуждается в таком спец. предподавателе, а девочка с синдромом Дауна, вероятно, всегда будет нуждаться. Насколько я понимаю, дауненка будут вести только до определенного уровня в обычной школе, потом переведут в спец.школу.
Извините за такой длинный пост, как-то само собой написалось.
А от инвалидов я взгляд специально не отвожу, но и не пялюсь на них, как на обычных людей смотрю.

Edited at 2014-09-24 14:18 (UTC)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 70 мыслей в копилке — Оставить мысль! )